Государство и прямо связанный с ней слой национальной бюрократической элиты

09.02.2011 8:51 пп 2 коментариев

Наконец, особая группа элементов политической системы — это государство и прямо связанный с ней слой национальной бюрократической элиты страны. Отчасти роль бюрократов в по­литическом процессе есть нечто само собой разумеющееся, так как государство как явление дано нам только в их лице. Действи­тельно, государство — это нс пограничный столб, не присутст­венные места, паспорта и т.д. Государство — это состояние на­шего ума, имеющее форму мысли, иными словами, государство — это идеальное состояние, но судить о нем мы можем только при посредстве тех людей, которые являются носителями государст­венного знания и, следовательно, выступают в политическом процессе от его, государства, имени.

Само государство в таком случае будет представлять собой ин­ститут власти, организованный так, чтобы власть проявляла себя вовне своих организационных рамок. Политическое понятие го­сударства неотделимо от понимания именно властной сущности этого явления. В таком случае государство в политической сис­теме выполняет двойную роль: (1) является участником полити­ческого процесса и наравне с другими субъектами управляет об­ществом и политической системой, (2) является местом действия субъектов политического процесса, устанавливая для них правила игры, тем самым предоставляя им поле деятельности. Политика, таким образом, осуществима только в рамках государства, огосу-дарствленного общества, если брать крайние формы развития го­сударства как идеи.

Бюрократы, государственные чиновники («embetsmenn») или служащие («tjenestemeim») в широком смысле этого слова пред­ставляют собой особый слой людей, цель жизни которых состоит в управлении организационными формами власти. Не самой вла­стью, а именно ее организационными формами — государствен­ным аппаратом, как их называют юристы.

В странах Северной Европы бюрократию традиционно выде­ляют в особый социальный слой, но не по функциональному признаку, а именно по формальному. Связано это не в послед­нюю очередь с тем, что функционально бюрократ не представля­ет собой устойчивого социального субъекта — он живет только тогда, когда сидит за столом. Человеческий тип бюрократа здесь крайне редок, чего нельзя, например, сказать о России. В поли­тическом смысле и в целях настоящего анализа мы рассматрива­ем бюрократа именно в момент его работы.

Оставить коментарий


Так же читайте:

  • Политические партии Вопросы о законности экспроприации

    Вопросы о законности экспроприации

    При этом в Дании и Норвегии вопросы о законности экспро­приации решают общие суды, а в Швеции и Финляндии — спе­циальные земельные суды (fastighetsdomstolen, jorddomstolen соот­ветственно). Следующую группу источников права, касающихся, правда, косвенно регулирования, права собственности, составляют акты, если можно так выразиться, антимонопольного законодательства стран Северной Европы. Мы потому столь осторожно употребля­ем этот термин (антимопольное законодательство), что только в праве Дании употребляется слово “монополия”; в праве Норве­гии, Финляндии и Швеции его нет, там используется термин “ограничение конкуренции” (konkurrencebegransmng; kilpailu-raioitus). Первоначально вопрос […]

    Читать полностью →
  • Политические партии Партийная фракция и правительство

    Партийная фракция и правительство

    Президиум зачастую не способен справиться с задачами ре­шения текущих вопросов, которые на самом деле могут быть очень важными с политической точки зрения, поэтому при пре­зидиуме существует особый комитет, состоящий из депутатов от фракций и помогающий президиуму в его работе. В Швеции это конференция при председателе Риксдага — ч. 3 § 7 гл. 1, § 10 гл. 2 Устава Риксдага, в Норвегии — комитет по планированию ра­боты Стортинга — § 22 Регламента, в Дании — комитет по рег­ламенту Фолькетинга — ч. […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Определение регламентами формирования структурных подразделений

    Самое важное в вопросе регулирования статуса партийной группы — это определение регламентами формирования струк­турных подразделений. Выше мы уже отмечали, что самое про­стое правило по этому вопросу находится в Регламенте Стор­тинга: партии должны быть представлены в них пропорциональ­но. Но в парламентах Дании и Швеции правила эти прописаны более подробно. Так, ч. 2 § 4 гл. 7 Устава Риксдага гласит: “Места распределяются между партиями таким образом, чтобы они одно за другим предоставлялись той партии, у которой каждый раз оказывается наибольшее сопоставимое число. […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Формы деятельности партийной фракции

    Деление политических партий на традиционный спектр: пра­вые <-> центр <-> левые — не в последнюю очередь повлияло на политическое лицо партий. Первоначально политические группы в парламенте обозначали себя как раз по месту своего располо­жения в зале заседания: справа или слева от президиума. Надо заметить, в современных парламентах стран Северной Европы это правило уже не действует. Регламенты парламентов подчер­кивают, что депутаты должны рассаживаться в зале заседаний не по партийной принадлежности, а по округам, от которых они из­браны (дол. пост. 2.3.1 Устава […]

    Читать полностью →
  • Политические партии Правление созывает заседания партийной фракции

    Правление созывает заседания партийной фракции

    Правление созывает заседания партийной фракции, которые происходят обычно раз в неделю. Однако есть партии, например в Швеции, где отсутствует четкое правило о регулярных заседа­ниях фракции: они созываются по мере надобности. Те фракции, которые имеют собственный устав, закрепляют в нем положение о регулярности созывов заседания партийной группы. Часто в эти уставы в порядке внутрипартийной демократии включаются также положения о том, что созыв собрания партийной группы может быть произведен и по инициативе определенного количе­ства ее членов (10 депутатов — в уставе партийной […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Организация партийной фракции

    Совершенно естественна поэтому для партии попытка захватить власть (большинство) именно в комитетах и президиуме парламента. Основа партийной борьбы за места в этих органах — партийная фракция или группа, как она называ­ется во всех регламентах скандинавских стран (partigruppe); Eduskunnan puoleryhma); средства борьбы также определены рег­ламентами: — выборы в стенах парламента (valg); — слушания (h0ring); — вопросы (sporsmal, fraga); — запросы (interpellasjon, forespergsler); — предложение законопроекта (motion или privatforslag). Последнее есть крайнее средство борьбы для партии. Как ост­роумно заметил Дамгорд, “предложение депутата […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Форма участия политической партии в политическом процессе

    Следующая форма участия политической партии в политиче­ском процессе — это ее работа в парламенте и правительстве страны. Главный принцип, который определяет форму участия партии в парламенте и правительстве, и притом во всех странах Севера Европы, — это принцип парламентаризма, закрепленный формально в § 5 гл. 6 Формы правления Швеции, § 15 Конститу­ции Дании, §§ 36 и 36  Формы правления Финляндии. В Нор­вегии этот принцип, как и в Великобритании, существует в фор­ме конституционного обычая, т.е. он не закреплен в формальном акте. […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Номинационное собрание

    Сам же кокус, то есть номинационное собрание, проводится на уровне губернии (fylke) (§19 закона). Он созывается губерн­ской партийной организацией; если в этой губернии у партии нет местной организации, то центральным правлением партии. Де­легаты от коммун (коммунальных парторганизаций) должны быть извещены о времени и месте проведения номинационного соб­рания. На нем решается, кто будет включен в список кандидатов от партии и в каком порядке они будут значиться в избиратель­ном бюллетене. Это не пустая формальность, ибо порядок следо­вания фамилий кандидатов в бюллетене влияет […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Формальная номинация

    Второй этап — это, собственно, формальная номинация; на нем происходит уже обсуждение и выдвижение кандидатур; здесь же проводится и голосование по выдвинутым кандидатурам. Го­лосование может быть мягким, так называемым “рейтинговым”, и жестким. Третий этап формально закреплен в законах о выборах север­ных стран: это составление избирательных бюллетеней и их ут­верждение избирательным органом (§ 4 гл. 6 шведского закона, § 25 норвежского закона, ч. 2 § 34 датского закона, § 40 финского закона). В Швеции это Центральная избирательная комиссия, в Норвегии — […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Номинаиия (nominering, nominasjon)

    Эта процедура впервые была проанализирована в свое время М.Я.Острогорским под видом “кокуса” — партийного собрания по выдвижению своих кандидатов на выборы. Необходимо отме­тить, что она по степени своей формализации позволяет нам разделить скандинавские страны на две группы: первая группа со слабой или практически никакой формализацией этого процесса представлена Данией! и Швецией, вторая — с очень жесткой формализацией этой процедуры — Норвегией и Финляндией. В странах первой группы процедура номинации кандидатов регулируется партийными уставами. При этом роль партийного руководства весьма значительна. В […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Заявление о регистрации

    Заявление о регистрации подается в Дании министру внут­ренних дел, в Норвегии — государственному нотариусу (notarius publicus) г. Осло, в Швеции — в Центральную избирательную ко­миссию, в Финляндии — в министерство юстиции. Разнятся также и сроки подачи таких заявлений. В Швеции заявление должно быть подано не позднее 30 апреля года выборов или че­рез неделю после их объявления (§ 2 гл. 5 закона), в Норвегии — 31 марта года выборов. Датский закон не знает четкой фиксации даты, а устанавливает плавающую дату — […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Пик красного террора

    Пик красного террора пришелся на самое начало и завер­шающий этап гражданской войны, разгул белого — в основном на первые две недели после ее окончания. Убийственную карти­ну гражданской войны дополняют многочисленные свидетельства участников тех событий, и особенно тех десятков тысяч красных, которые, попав в плен, пережили ужас лагерей. В июле 1918 года смертность заключенных в лагерях от ран, болезней и голода превышала тысячу человек в неделю. Белый террор и лагеря ос­тавались легендами в жизни побежденных на многие десятилетия после гражданской войны, […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Боевые действия

    Боевые действия в отсутствие достаточно ясных целей и ре­альных фронтов начались 27 января 1918 года, и уже через пару недель страна разделилась на два лагеря: красная гвардия укре­пилась на юге страны, имея в качестве революционного прави­тельства Совет народных уполномоченных в Хельсинки, а весь север остался у белых с сенатом в г. Вааса и ставкой К.Маннер-гейма в г. Сейнейоки. В течение февраля активных боевых действий не велось ни одной из противоборствующих сторон, шло накопление сил и вооружений, разоружение оказавшихся на территории […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Основные формы партийной деятельности в Скандинавии

    Вначале необходимо отметить, что деятельность партий на Севере Европы не всегда носила мирный характер. Общеизвестен факт организации норвежскими либералами (Venstre) собствен­ных ландмилицейских вооруженных отрядов для борьбы против правых (Ноуге) в канун учреждения в Норвегии принципов пар­ламентаризма (1883—1884 гг.). Известен также, опять-таки из ис­тории Норвегии, факт организации вооруженных формирований правых политических сил Samfunnsvernet (Общественная защита) в 1923 году для борьбы со стачечным движением рабочих, руко­водимым коммунистической партией. Циркуляром министра внутренних дел от 1928 года эта организация была признана “резервным отрядом полиции”. […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Сельская партия Финляндии (Suomeii Maaseudun Puolue — SMP)

    Сельская партия Финляндии (Suomeii Maaseudun Puolue — SMP) была воссоздана в 1966 году частично из представителей партий мелких землевладельцев, частично — из представителей Аграрного союза. Выражает интересы мелких и средних земле­владельцев. Весь период ее существования связан с одной и той же фамилией — Веннамо (Вейкко — отец и Пекка — сын, кото­рые неизменно представляли правление партии). Электорат партии недостаточно стабилен; после взлетов 1970 и 1972 годов, когда партия получала по 18 депутатских мест, по­следовало резкое падение поддержки среди избирателей (2 […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Левый союз (Vasemmistoliitto)

    Левый союз (Vasemmistoliitto) образовался в 1990 году из пред­ставителей Демократического союза народа Финляндии и пра­вого крыла КПФ, во многом отказавшегося от своих коммуни­стических убеждений. Союз представляет интересы городских ра­бочих слоев, части крестьянства, интеллигенции и мелких слу­жащих. Впервые самостоятельной политической силой выступил на парламентских выборах 1991 года и завоевал 19 мест (почти 10% избирателей страны). На последующих выборах 1995 года, получив уже 22 места в парламенте, вошел в состав правительст­ва (2 министерских портфеля). По предварительным оценкам, на предстоящих в марте 1999 […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Шведская народная партия (Ruotsalalainen kansapuolue)

    Шведская народная партия (Ruotsalalainen kansapuolue) офор­милась организационно в 1906 году и смогла провести 24 своих депутата уже в первый парламент Финляндии в 1907 году. Пово­дом для ее создания как раз и послужила парламентская реформа в этой стране. Ранее существовавший своего рода клуб, группи­ровавшийся вокруг нескольких шведоязычных газет, в новых ус­ловиях вынужден был вести агитационную предвыборную кампа­нию и бороться за получение мест в парламенте. Формально в программных положениях партии зафиксирова­но отстаивание этнических интересов шведоязычного населения Финляндии. Реально — и так это […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Новые демократы (Ny demokrati)

    Мировое движение по борьбе с загрязнением окружающей среды в Швеции выразилось в создании в 1982 году партии зеле­ных (Miljopartiet de grona). Непосредственным стимулом к консо­лидации экологического движения в стране стал референдум 1980 года по поводу национальной программы развития атомной энергетики. В данный момент партия играет политически марги­нальную роль. Новые демократы (Ny demokrati) образовались сравнительно недавно (1991 год) на волне усиления критики социал-демократической модели государства. По своей идеологии это движение близко к Партиям прогресса Дании и Норвегии, но пока еще не […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Правоконсервативная партия Швеции (Moderate samlings-partiet — умеренная объединенная партия)

    Правоконсервативная партия Швеции (Moderate samlings-partiet — умеренная объединенная партия) образовалась в 1904 году. К 1912 году окончательно оформилось организационное единство умеренных, отсюда и такое название. Электорат этой партии — традиционные буржуазные слои населения, чиновниче­ство и пр. Идеология партии — традиционный консерватизм, со­хранение общих ценностей: семьи, религии, нации. В отношении последней составляющей идеология умеренных восприняла уче­ние Рудольфа Члена — отца-основателя современной науки гео­политики. Умеренные дольше всех сопротивлялись существенно­му ограничению прав шведской короны. В экономике, поскольку Valfardsstaten стало традиционной ценностью, умеренные высту­пают […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Христианская народная партия (Kristeligfolkeparti)

    Христианская народная партия (Kristeligfolkeparti) отражает интересы тех групп клерикально настроенного населения, кото­рые повсеместно в конце XIX века пытались изменить общество в сторону так называемого “христианского социализма”. Само по себе это довольно интересное политическое движение, которое пытается реанимировать отношения в сфере материального про­изводства и потребления по образцу первых христианских общин (1—11 вв.). В Норвегии христианские народники откололись от либералов и образовали собственную партию в 1933 году. Социалистическая левая партия (Sosialistisk venstreparti) была образована из Норвежской рабочей партии в конце 50-х годов. […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Либералы, или левые (Venstre) — одна из старейших партий Норвегии

    Либералы, или левые (Venstre) — одна из старейших партий Норвегии образовалась в ходе конституционного кризиса 1887 года, создавшего в стране парламентское правление. Первона­чально она отражала исключительно либеральные и национали­стические взгляды зажиточных крестьян и экзальтированной ин­теллигенции. Однако в последующем не смогла сохранить за собой партийного единства. Весьма полезным, например, будет взглянуть на следующую таблицу, поясняющую такую внутрен­нюю неустойчивость либералов в сравнении с другими партиями: Партия Партия долж­на контроли­ровать наибо­лее важные вопросы Члены партии не должны быть связаны партийной программой Члены партии […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Социал-демократическая партия Дании (Socialdemokratiet i Danmark)

    Социал-демократическая партия Дании (Socialdemokratiet i Danmark) образовалась в 1871 году в качестве движения, пред­ставлявшего собой отделение I Интернационала. В 1878 г. дви­жение разделилось на политическую партию — Социал-демократический союз (Socialdemokratisk forbund) и собственно профсоюзное объединение — Объединенные профсоюзы (De Sam-virkende Fagforbund). Социал-демократическая партия во многом продолжает определять социальное развитие Дании вплоть до на­стоящего времени. Свидетельством ее приспособляемости к из­менившимся условиям служат партийные программы. Так, если в программе 1977 года конечной целью провозглашалось осуществ­ление общей собственности на средства производства (faelles eje […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Радикалы Венстре (Левые радикалы)

    Радикалы Венстре (Левые радикалы) как партия образовалась в 1905 г. (Del radikale Venstre), сейчас представляет собой партию социал-либерального толка. Она выступает как против государст­венного социализма, так и “безбрежного” либерализма. Согласно программе партии, экономические свободы требуют принятия законодательства, обеспечивающего право общества на создан­ные им же ценности, равный доступ к получению образования, работы и профессии, поскольку общественное развитие должно базироваться на принципах солидарности и уверенности в зав­трашнем дне. В экономической политике партия поддерживает мелкие и средние предприятия, выступая против монополий и ограничения […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    “Партии прогресса” (в Норвегии и Дании Fremskridt-spartiet)

    Наконец, с 70-х годов нашего столетия начали возникать пра­вые партии, “партии прогресса” (в Норвегии и Дании Fremskridt-spartiet), аккумулировавшие значительное количество голосов из­бирателей нового поколения. Новое поколение в данном случае рассматривается нами как неолибералы и неопопулисты, появле­ние которых было вызвано разочарованием избирателей, по­скольку их интересы стали в неполной мере выражаться тради­ционными партиями. Отсюда и название таких новых партий в литературе, как misnojespartier, то есть “партии разочарованных”. Кроме того, на протяжении всех 80-х годов скандинавская мо­дель экономики, на которой зиждилось господство социал-демократов, […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Den socialdemo-kratiska maktapparaten” (“Аппарат власти социал-демократов”)

    К чести социал-демократов следует отметить, что они не по­чивали на лаврах. В результате к концу 60-х годов нашего столе­тия в странах Северной Европы сложилась ситуация, весьма вер­но определенная шведским конституционалистом Эриком Ан-нерсом как “социал-демократические тиски”. В 1976 году он из­дал книгу под весьма впечатляющим названием “Den socialdemo-kratiska maktapparaten” (“Аппарат власти социал-демократов”). Таблица 1 Дания Норвегия Швеция Финляндия Исландия Избирательное право для мужчин 1849 1898 1909 1906 1920 Избирательное право для женщин 1915 1913 1920 1906 1920 Демократические вы­боры в верхнюю […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Партийная система стран Северной Европы

    Существует общая типологизация партийных систем. Всего их три. Первая — это однопартийная система, характерная для на­шего недавнего прошлого, где партия играет роль государства, совершенно выхолащивая собственную роль как объединения из­бирателей. Такая система характерна для стран с тоталитарным режимом власти. Вторая — это многопартийная система, которая имеет, в свою очередь, две разновидности: чистая многопартийная система, где партиям необходим союз друг с другом для достижения опреде­ленного превосходства, завоевания большинства и, следователь­но, власти в парламенте или достижения равновесия сил, откры­вающего дорогу компромиссу, либо […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Партийная организация на уровне самой крупной административно-территориальной единицы

    Следующая ступень — партийная организация на уровне са­мой крупной административно-территориальной единицы. На этом этаже партийного здания организуется уже партийное управление, ответственное за координацию деятельности пер­вичных парторганизаций и за выдвижение партийных кандидатов на общенациональных выборах. Региональное правление избира­ется съездом делегатов от первичных парторганизаций, оно же организует созыв главного органа партии — ее национального съезда, который избирает центральное правление (Центральный комитет — названия могут быть самыми разными), ее секретари­ат и партийного вождя. Эти выборные органы правления партии обладают всей полнотой власти в […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Партийные вожди

    Партийные вожди могут нервничать пе­ред съездом или по крайне мере чувствовать себя неуютно: не вызовет ли голосование раскол партийных рядов? Не ослабнет ли авторитет руководства? Сможет ли партия принять верное реше­ние? Понравится ли это решение большинству избирателей? Во­жди нуждаются в съездах! Съезд — это большое дело, особенно потому, что на него сможет проскользнуть пресса, чтобы обеспечить публичность его работы. Большинство разъяснений, конеч­но, даются заранее — в ЦК и на его заседаниях, где обсуждается повестка дня съезда. А то, что не […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Политические объединения

    Здесь политические объединения ведут свое начало еще с XVIII века, во многом они, как, например, общество “Аврора”, копировали международные образцы. Начиная с 30-х годов про­шлого столетия в Великом княжестве стали создаваться нацио­нально-патриотические объединения, которые, по существу, спо­собствовали укреплению государственных связей с Россией, под­держивавшей на этом этапе развитие и укрепление финского языка в противостоянии его со шведским, бывшим и тогда госу­дарственным языком Финляндии. Такими объединениями стали Финское литературное общество и Финское общество любителей искусства. Только к 60-м годам движение в поддержку […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Уничтожение сословных перегородок

    Но были и некоторые особенности. Появление начал, даже куцых ростков народного представительства отражается на этих движениях двояко: формализуется цель народного движения, от него отпочковывается более тесная группа наиболее активных участников. В Дании, как мы сказали выше, первый чисто поли­тический союз, хотя это была еще и не партия, появляется в 1835 году — “Общество друзей крестьян” (Bondevenners selskab). Это объ­единение будущих либералов (Venstre), появление которого было вызвано созданием земских учреждений (Provinsialstaenders For-samlinger) с весьма скромными поначалу полномочиями. В Швеции уничтожение сословных […]

    Читать полностью →
  • Политические партии

    Понятие политической партии в странах Северной Европы

    Политические партии на Севере Европы зародились благо­даря появлению в системе государственных органов народного представительства. Даже в условиях жесткой сословной струк­туры парламент предполагал появление более уплотненных групп избирателей, чем сословия. Объединение происходило вокруг интереса, который предполагалось отстаивать общими усилиями. Надо заметить, что появление подобных групп из­бирателей являлось однотипным действием для всех западных демократий. Процесс появления политических партий благодаря учрежде­нию народных представительств был хорошо описан еще Мори­сом Дюверже. Согласно его классическому теперь уже анализу, партия возникает из группы депутатов парламента, объединенных общими […]

    Читать полностью →